Общие понятия и определения

Физическое развитие — процесс формирования, становления и изменения естественных внешних и функциональных свойств человека, его физических качеств и способностей. Характеризуется изменением показателей телосложения (рост, вес, особенности осанки, пропорции тела человека), показателей развития физических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость) и показателей здоровья (соответствие нормам функционирования основных систем организма).

 Умственное развитие — количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности человека в связи с возрастом, обогащением опыта, а также под влиянием обучающих и воспитательных действий.

 Познавательное развитие — приобретение знаний, помогающих понять правила игры, специальную терминологию, концепцию командной игры, а также формирование способности принимать решения на основе этих знаний.

 Технические навыки — основные навыки, которые необходимы для игры в следж-хоккей, например:

• катание на санях;

• блокирование бросков;

• отбор шайбы клюшкой;

• силовая борьба.

• бросок;

• прием и передача шайбы;

• владение клюшкой и шайбой;

• обводка и обманные действия (финты);

• заслоны;

• игра на вбрасывании.

 Индивидуальная тактика — действия одного следж-хоккеиста, использующего индивидуальные технические навыки, направленные на создание превосходства своей команды или отбор преимущества у соперника. Тактика включает действия как в обороне, так и в нападении.

 Групповая тактика — действия двух или более следж-хоккеистов с использованием технических навыков и индивидуальных тактик, направленные на создание превосходства своей команды или отбор преимущества у соперника.

 Командная тактика — определение оптимальных средств, форм, способов и методов ведения игры против конкретного противника в конкретных игровых условиях как в обороне, так и в нападении

 Стратегия — управление подготовкой и выступлением команды, стилем и тактикой игры в длительном периоде времени, турнирах различного ранга, которые определяются на основе сильных и слабых сторон своей команды и команд соперников.

Поздняя специализация.

Что важнее? Побеждать и показывать результат в 10–12 лет или планомерно и поступательно двигаться к вершинам спортивного мастерства?

Следж-хоккей — спорт поздней специализации. Спортсмен показывает максимум своих возможностей после полного созревания организма, а следовательно, весь тренировочный процесс должен быть подчинен этому факту без какого‑либо форсирования.

До пубертатного периода важно участие детей в различных видах спорта и других видах двигательной активности. У юных спортсменов, которые занимаются различными видами спорта, правильно формируется опорно-двигательный аппарат, наблюдается меньше травм, профессиональных болезней. Они занимаются спортом дольше, чем те, кто посвящает себя полностью одному виду спорта до наступления половой зрелости. Всесторонне развитые спортсмены имеют более высокий шанс на полную реализацию своего потенциала.

Следж-хоккей — сложный командный вид спорта. Только воспитывая в каждом полноценную, многогранную личность, мы имеем шанс подготовить хороших спортсменов, способных раскрыть свой потенциал мастерства полностью. Помимо физического развития, занятия следж-хоккеем очень много значат в социальном плане. Игрок любого возраста учится правильно вести себя в коллективе, познает такие качества, как выручка и взаимопомощь, поддержка товарищей, ответственность, которые важны в жизни любого человека. Далеко не все юные игроки станут профессиональными следж-хоккеистами. Однако качества, приобретенные за годы занятий следж-хоккеем, а также привитая любовь к спорту и физической культуре будут помогать человеку на протяжении всей его жизни

Биологический возраст — это индивидуальный темп развития отдельно взятого ребенка, который может не соответствовать его хронологическому возрасту. Дети одного и того же хронологического возраста могут различаться на несколько лет по уровню биологического развития. Зачастую тренеры делают ставку на биологически более развитых игроков, так как на первый взгляд они выглядят более перспективными по сравнению со своими сверстниками. Однако в дальнейшем, после полного созревания организма, происходит выравнивание биологических признаков, и на первый план могут выйти совершенно другие спортсмены, которые еще несколько лет назад не показывали ярких результатов. При отсутствии внимания со стороны тренера к биологическому возрасту воспитанников возникает вероятность того, что спортсмены, дающие результат на ранних этапах развития, перестанут выглядеть убедительно, а остальные игроки, не получив должного внимания тренера, уже не смогут достичь высокого уровня мастерства либо вообще уйдут из спорта. Поэтому в процессе развития следует учитывать биологический возраст и строить индивидуальные планы развития каждого спортсмена, а тренировочный и соревновательный процесс планировать в первую очередь в соответствии с уровнем подготовленности хоккеистов, а не с их хронологическим возрастом.

Для обеспечения гармоничного развития личности спортсмена важно, чтобы родители, спортивные школы, клубы, образовательные организации, спортивные сооружения работали скоординированно и совместно, поскольку каждая организация играет свою роль в учебно-тренировочном и воспитательном процессе. Этот принцип ориентирован на личность спортсмена и индивидуальный подход к его развитию. Поэтому тренеру важно регулярно интересоваться успеваемостью детей в школе, другими трудностями и проблемами, учитывая их при работе с следж-хоккеистами.

Постоянное совершенствование

Непрерывное совершенствование спортсменов, тренеров, других участников и компонентов системы следж-хоккея является одним из ключевых основополагающих принципов долгосрочного развития. Только постоянно прогрессируя, следж-хоккеист и тренер имеют шанс быть востребованными. Пребывание в зоне комфорта, успокоенность и удовлетворенность собственными результатами снижают мотивацию отдельно взятого игрока или команды. При этом, зоны ближайшего развития, перспективы роста не являются приоритетами.

Качественный выход из зоны комфорта — новые цели, поиск нестандартных решений, дальнейшее развитие и выход на новый, более высокий уровень результатов. Для этого необходима постоянная готовность реагировать, оценивать и внедрять инновации и достижения спортивной науки.

Сенситивные периоды развития физических качеств и способностей

Сенситивные периоды — это возрастные периоды, наиболее благоприятные для воздействий, характеризующиеся оптимальными возможностями для ускоренного развития, обучения, воспитания каких‑либо физических качеств и способностей. Те же самые воздействия раньше или позже этого времени, могут не только оказаться неэффективными, но и замедлить процесс приобретения других качеств и навыков.

Понятие «малоэффективный период» не означает полного отсутствия тренировок указанной направленности. Ранее развитые качества, способности и навыки поддерживаются и совершенствуются в комплексе с теми качествами, развитие которых на тот момент является высокоэффективным.

В отдельных случаях в «малоэффективном периоде» может вестись индивидуальная интенсивная работа с хоккеистами, чьи физические качества и способности не были развиты должным образом в благоприятный для этого период.

Гибкость — это качество, обеспечивающее выполнение движений с большой амплитудой. Интенсивное приращение этого качества происходит в возрасте от 5 до 10 лет. Максимальное развитие гибкости приходится на возраст 10 лет. В последующие годы гибкость развивается под влиянием специальных тренировок. Особое внимание развитию этого качества следует уделять в период интенсивного роста.

 Ловкость — качество, обеспечивающее осуществление сложных координированных движений.

Это сложное качество, имеющее самые многообразные связи с остальными физическими способностями и двигательными навыками. На схеме качество «ловкость» разложено на три основные составляющие: базовые двигательные навыки, координация, равновесие, сложная моторика, меткость; и каждая из них имеет свой благоприятный период развития. Таким образом, выстраивается последовательность общего развития комплексного качества «ловкость».

 Быстрота — качество, обеспечивающее совершение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Уровень развития быстроты в первую очередь определяется функциональными характеристиками центральной нервной системы. Частота движений в единицу времени больше всего возрастает от 7 до 9 лет и от 13 до 16 лет, а потом происходит полная остановка темпов прироста частоты движений. Большое значение в проявлении быстроты имеет уровень координационных возможностей хоккеиста, его техническое мастерство, а также способность к предельной мобилизации волевых качеств.

Сила — качество, обеспечивающее преодоление внешнего сопротивления или противодействие ему за счет мышечных усилий. Рост силы мышц незначителен до 11 лет, поэтому данный период является малоэффективным. Темпы роста силы мышц увеличиваются с 12 до 15 лет,  в этот период следует закладывать правильную технику выполнения упражнений на силу с собственным весом. Интенсивное развитие силы начинается с 16 лет, после периода полового созревания. Это время является наиболее эффективным периодом. В этот период нужно начинать работать со свободными весами.

 Общая выносливость — качество, обеспечивающее длительное выполнение двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Подростковый возраст является наиболее благоприятным для совершенствования аэробных возможностей организма — основы для последующей специальной тренировки в большом объеме и с высокой интенсивностью. Поэтому в период полового созревания (13–16 лет) следует обращать особое внимание на развитие выносливости у следж- хоккеистов.

Если же до окончания периода полового созревания соответствующие тренировки не проводились, то в дальнейшем уже практически невозможно в должной мере повысить функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.

Скоростная выносливость — способность поддерживать высокую скорость в течение максимально продолжительного времени. Период развития скоростной выносливости наступает после окончания периода полового созревания и эффективного периода развития общей выносливости.