ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СЛЕДЖ-ХОККЕИСТОВ

В спортивной педагогике принято выделять основные физические качества спортсмена: сила, скорость (быстрота), выносливость, ловкость, гибкость.

Сила большинством хоккейных специалистов воспринимается как свойство мышц развивать максимальное усилие.

Принято различать следующие виды силы: общую и специальную, абсолютную и относительную, скоростную и взрывную, силовую выносливость.

Общая сила – это сила, проявляемая спортсменом безотносительно к специфическим движениям хоккеиста.

Специальная сила – это сила, проявляемая спортсменом в специфических движениях, адекватных соревновательным.

Абсолютная сила характеризуется предельными силовыми возможностями спортсмена, проявляемыми в движениях глобального характера.

Относительная сила, т. е. сила, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена, является показателем его возможности преодолевать массу собственного тела.

Скоростная сила выражается в способности мышц к быстрому выполнению движения без отягощения или движения с преодолением относительно небольшого внешнего сопротивления.

Взрывная сила характеризуется способностью спортсмена к быстрому развитию значительных напряжений мышц в рабочем усилии.

Силовая выносливость – это способность спортсмена к проявлению мышечных усилий в течение длительного времени.

Скорость (быстрота) чаще всего понимается как способность индивидуума к совершению тех или иных двигательных актов в кратчайшее время.

Принято различать основные виды скоростных способностей: 

  • быстроту простой и сложной реакции;
  • быстроту выполнения отдельных двигательных актов;
  • быстроту, проявляемую в темпе (частоте) движений

Выносливость большинством понимается как способность организма к длительному выполнению работы.

Под выносливостью понимается способность человека противостоять утомлению в ходе выполнения работы.  Принято выделять общую выносливость, специальную выносливость, скоростную выносливость.

Общая выносливость традиционно определяется по результатам стандартных тестов, каждый из которых имеет свою  «стоимость».

Специальная выносливость – способность следж-хоккеиста к выполнению специфической (по отношению к избранному виду спорта) работы.

Скоростная выносливость – способность следж-хоккеиста к длительному поддержанию высокой скорости движений.

Принято считать, что основными факторами, определяющими выносливость спортсмена, являются процессы энергообеспечения организма. Различают три основных типа таких процессов:

  • аэробный — с участием кислорода, за счет окисления жиров и углеводов; анаэробно-гликолитический — расщепление углеводов в мышцах и образование молочной кислоты без непосредственного участия кислорода;
  • анаэробно-алактатный — происходит за счет расщепления креатинфосфата.

Считается, что именно процесс аэробного обеспечения в значительной степени ответственен за выносливость организма. Как уже сказано выше, аэробный путь энергообеспечения напрямую связан с потреблением организмом кислорода из вдыхаемого воздуха и зависит от меры, в которой организм способен поглощать легкими кислород, переносить его из легких к сердцу, транспортировать через кровь к работающим мышцам, извлекать кислород из крови и использовать его в мышцах для образования энергии.

Ловкость ассоциируется с понятием «координационные способности». Координационные качества – это способность человека быстро овладевать новыми движениями (способность обучаться) и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Мерилом ловкости служит координационная сложность двигательных действий и точность движений на основе пространственных, временных и силовых характеристик. Упрощенно: ловкость – это способность организма к выполнению сложно-координированных движений с заданными параметрами.

Гибкость — это способность спортсмена выполнять различные движения с большой амплитудой. Гибкость определяется свойствами опорно-двигательного аппарата:

  • эластичностью мышц, сухожилий и связок, суставных сумок, силой мышц, участвующих в движении;
  • согласованностью рабочих мышц-синергистов и антагонистов;
  • формой суставов;
  • состоянием центральной нервной системы и другими факторами

Все эти характеристики в реальных движениях человека взаимосвязаны и взаимозависимы. Например, чем больше прилагаемое усилие, тем меньше скорость движения и его амплитуда (вынужденно ограничивается активная гибкость). При преодолении значительных внешних сопротивлений снижаются характеристики координационной составляющей движения. Развитие максимальной динамической силы практически не влияет на состояние скоростной силы и быстроты движений неотягощенных звеньев тела. Вместе с тем, увеличение «быстрой» силы сопровождается существенным приростом показателей быстроты движений как отягощенных, так и свободных частей тела. Рост показателей статической силы влияет лишь на увеличение максимальной динамической силы, но не на скоростную силу и быстроту движений. Увеличение любого из силовых показателей не обеспечивает прироста силовой или скоростно-силовой выносливости.

В силовой подготовке следж-хоккеистов чаще всего используется метод повторных усилий, суть которого заключается в серийном повторном выполнении упражнения с преодолением внешнего сопротивления средней величины. Применяется в следж-хоккее и разновидность данного метода – метод динамических усилий, который диктует выполнение упражнений с предельной скоростью при преодолении внешнего сопротивления «размером» 20-30% от максимума.

Метод прогрессирующих отягощений по объективным и субъективным причинам гораздо реже применяется в тренировках следж-хоккеистов. Его суть состоит в повышении величины внешнего сопротивления в сериях упражнений. Разновидность метода – так называемая «горка» — широко применяется в силовых тренировках легкоатлетов: внешнее сопротивление в сериях упражнений сначала повышается, а затем снижается до исходных величин.

Наиболее эффективным в плане повышения абсолютной силы мышц считается метод максимальных усилий, предполагающий минимальное число повторений в сериях при максимальных величинах внешнего сопротивления.

Ударный метод развития силовых «качеств» спортсменов. В основе этого метода лежит  стимулирование мышц при использовании кинетической энергии двигающегося отягощения или веса собственного тела.

Метод сопряженных воздействий, позволяющий развивать силовые качества в процессе выполнения специфической тренировочной работы. Этот метод применяется и в подготовке следж-хоккеистов (чаще всего – это выполнение упражнений на льду с утяжеленными поясами, внешними сопротивлениями).

Вариативный метод можно рассматривать как модификацию метода сопряженных воздействий. Его суть — в использовании при выполнении одних и тех же специфических упражнений различных по весу отягощений.

Считается, что высоко эффективен в плане развития силы мышц метод изометрических упражнений. Этот метод спонтанно присутствует в тренировках хоккеистов всех возрастов, но редко применяется систематически.

Метод электростимуляции к сожалению не нашел широкого применения в хоккее. И чаще всего применяется в целях реабилитации спортсменов после травм.

Перед атлетом и тренером, собирающимися использовать в тренировках те или иные средства и методы физической подготовки, всегда должны стоять минимум два вопроса:

1. Смогут ли быть использованы в соревновательной деятельности физические качества, на достижение которых направлены выбранные тренировочные воздействия?

2. Не повредят ли основной спортивной деятельности те физические качества, над которыми планируется работа в тренировочных занятиях?

Думающий тренер рано или поздно приходит к мысли о необходимости целенаправленного выбора средств и методов, в том числе, — физической подготовки, перестает рассматривать последнюю как самостоятельное направление спортивной тренировки, признавая и принимая единство различных сторон подготовки спортсмена.

Не может существовать готовых универсальных рецептов тренировок, подходящих для любого спортсмена, не зависящих от уровня его подготовленности, состояния его организма, его способности к освоению тренировочной нагрузки и многого другого. Если бы вообще было возможно в подготовке спортсменов пользоваться готовыми схемами, то зачем был бы нужен тренер? Эффективны только те тренерские концепции, которые опираются на реально действующие законы природы вообще и законы физиологии в частности и доказывают свою действенность на практике! Для того, чтобы управлять ростом тренированности каждого отдельного игрока и команды в целом, тренеру необходимо знать принципы построения тренировочного процесса, обеспечивающего этот рост.

Воспитание у спортсмена скоростно-силовых качеств, как и скорости – процесс филигранный и невозможен на фоне утомления. Более того, во избежание извращения тренировочного эффекта от скоростно-силовой работы в дни, когда она выполняется, противопоказана практически любая другая тренировочная работа, направленная на воспитание других физических качеств. Единственное, что не возбраняется после скоростно-силовой нагрузки  и дает выраженный положительный тренировочный эффект – спокойная работа над техникой движений.

Отдельно следует сказать о развитии взрывной силы спортсменов. Поиски в этом направлении привели его к созданию так называемого ударного метода развития взрывной силы мышц, смысл которого — в их стимулировании  ударным растягиванием, предшествующим активному усилию. При этом в качестве тренирующего средства используется не само отягощение, а кинетическая энергия, накопленная им при свободном падении с определенной высоты. Очевидно, выполняемая при этом мышцами работа носит уступающе-преодолевающий характер с резкими изменениями градиентов силы и скорости сокращения мышечных волокон.

Условия выполнения упражнений ударного характера:

1. Величина ударной нагрузки определяется весом груза и высотой его свободного падения. Оптимальное сочетание того и другого подбирается в каждом конкретном случае, однако преимущество всегда следует отдавать большей высоте, нежели большему весу.

2. Амортизационный путь должен быть минимальным, но достаточным для того, чтобы создать ударное напряжение в мышцах.

Силовая выносливость так же, как и быстрая сила, имеет ряд форм в зависимости от характера спортивной деятельности. В первую очередь следует выделить динамическую и статическую силовую выносливости. Динамическая силовая выносливость типична для упражнений с повторными и значительными мышечными напряжениями при относительно невысокой скорости движений, а также для упражнений циклического или ациклического характера, где нужна быстрая сила. В последнем случае речь идет о специфической выносливости, имеющей значение главным образом для способности относительно долго выполнять специальную работу скоростно-силового и взрывного характера без снижения ее эффективности. Эффект тренировки силовой выносливости определяется:

исходным уровнем ее развития;

величиной и интенсивностью тренировочной нагрузки;

плотностью тренировочного занятия;

интервалами между тренировочными занятиями.

Силовая выносливость, как и другие двигательные характеристики специфична. В связи с этим общие методические положения развития силовой выносливости реализуются в каждом конкретном случае по-разному — в зависимости от основной спортивной деятельности.

Основной метод развития силовой выносливости — метод многократного повторения упражнения с отягощением различного веса . Вес отягощения должен определяться исходя из динамики, присущей специализируемому упражнению

Скоростные способности следж-хоккеиста обусловлены генетически, трудно поддаются воспитанию, а наибольший темп их прироста наблюдается в возрасте 12-14 лет

В то же время, скоростные «качества», как и прочие «физические качества» живого организма абсолютно тренируемы. Только организм должен быть поставлен в такие условия, в которых развиваются именно его скоростные качества, а не сила и выносливость.

А пик прироста скоростных качеств в 12-14-летнем возрасте вполне объясним гормональными перестройками, происходящими именно в этот возрастной период.

Реально набор средств, которые могут быть использованы в воспитании специальных скоростных качеств следж-хоккеистов, достаточно ограничен.

Среди них:

  • катание на санях на короткие дистанции с предельной или околопредельной скоростью;
  • катание на санях без защитного снаряжения;
  • упражнения на льду, выполняемые с максимальной скоростью;
  • упражнения на льду с облегченной клюшкой;
  • упражнения на льду с облегченной шайбой;
  • броски облегченной шайбы.

Есть еще ряд принципов воспитания скорости, о которых должны знать и помнить тренеры. Скоростная работа, выполненная на фоне острой или хронической усталости, не только не приведет к желаемому эффекту, но и может катастрофически усугубить неблагополучное состояние спортсмена, приведя его к перетренировке. Работа на выносливость и абсолютную силу убивает скорость. После скоростных и скоростно-силовых тренировок организму спортсмена требуется гораздо больше времени на восстановление, чем после занятий со средней интенсивностью тренировочных нагрузок.

Выносливость, как и другие физические качества организма, абсолютно специфична и проявляется в наибольшей степени в том виде двигательной активности, в котором она тренируется. Соответственно, если речь идет о повышении выносливости хоккеиста применительно к его игровой деятельности, так и тренировать ее нужно на льду, а не вне льда..

Потенциальные координационные способности человека заданы генетически и могут быть в большей или меньшей степени реализованы им в процессе жизнедеятельности. Координационные способности зависят, во-первых, от изначальной способности центральной нервной системы создавать и сохранять в памяти сложные межнейронные связи, во-вторых – от врожденных и развитых свойств нервно-мышечного аппарата. Эти запрограммированные способности не проявляются сами по себе. Их проявление обусловлено характером жизнедеятельности человеческого организма. В спорте это — специфика тренировочной работы, которая может быть направлена на развитие тех или иных качеств. Считается, что чем больше двигательно-координационный арсенал спортсмена, тем успешнее данный спортсмен может быть в видах спорта, требующих проявления координации. Каждый вид спорта требует своего  относительно ограниченного, специфического набора движений, обеспечивающего успешность соревновательной деятельности.

Упражнения на гибкость в обязательном порядке должны выполняться как минимум в начале и в конце каждой тренировки – не важно, проходит ли тренировка на льду или в зале. Конечно, следж-хоккеистам не нужна гибкость художественных гимнасток. Более того, необходимость ведения на ледовой площадке силовых единоборств обуславливает определенную степень ограничения амплитуды движений связочно-суставного аппарата человека. Хоккеисту в большей степени нужны «тугие суставы», способные выдерживать постоянные столкновения и перегрузки. Но, в то же время, амплитуда их движений должна быть достаточной для выполнения требуемых для игры в хоккей технических элементов.

Пассивное растяжение «рабочих» мышц кроме срочного эффекта вызывает и накопительный. У спортсменов, регулярно применяющих на тренировках пассивное растяжение «рабочих» мышц, спортивные результаты  выше, чем у атлетов, которые не используют этот метод.

Для достижения более высокого уровня тренированности недостаточно правильно выбрать тренировочные средства. Следует знать, в каком соотношении и в каких режимах используются в тренировочном занятии для достижения наибольшего эффекта избранные средства и методы. Чрезмерное увлечение использованием в тренировке дополнительных средств и методов приводит к их доминированию над основными средствами и методами тренировки и к смещению акцента тренировочного эффекта. Правильное распределение средств и методов тренировки – это уже вопросы методики построения каждого тренировочного занятия в отдельности и тренировочного процесса в целом.

Хотелось бы перечислить некоторые общие ошибки, допускаемые хоккейными тренерами в «физической подготовке» своих подопечных.

  1. Во время тренировок «общей физической направленности» тренеры не обучают своих подопечных и не требуют от них технически правильного выполнения того или иного упражнения,
  2. Веса отягощений используемых в силовых тренировках хоккеистов в 100% случаев выбираются наобум. Надо периодически тестировать своих подопечных, потом рассчитывать для каждого оптимальные веса, думать, какой из методов развития «силы» применять и расписывать для каждого игрока отдельную тренировочную программу
  3. Тренеры в большинстве своем не знакомы даже с элементарными законами физиологии, а потому один из этих законов игнорируется ими напрочь. Этот закон, представленный в упрощенном виде, гласит: «Положительный эффект тренировки мышц обеспечивается достижением стадии анаболической суперкомпенсации». Анаболический процесс — опять-таки предельно упрощенно – процесс построения «разрушенной» тренировочной работой мышечной ткани. Этот процесс протекает стадийно. Стадия анаболической суперкомпенсации, обеспечивающая прирост физических качеств мышц, достигается организмом лишь через несколько суток после выполненной ими работы и то, лишь в том случае, если для реализации этой стадии были созданы оптимальные условия (достаточность времени для восстановления, обеспеченность «энергией» и «строительным материалом» и т. д.). Ежедневная и даже выполняемая через день силовая или скоростно-силовая тренировочная работа (обычное дело в «предсезонке») загоняет спортсменов в катаболическую «яму», из которой они с нулевым тренировочным эффектом «выбираются» в лучшем случае к началу игрового сезона
  4. «Мешанина» в каждой тренировке из разнонаправленных, взаимоисключающих нагрузок – обычное и повсеместное дело для предсезонной подготовки: тренеры «из лучших побуждений» пытаются в каждое тренировочное занятие вместить необъятное.
  5. Систематическое выполнение упражнений на гибкость («растяжка») – абсолютная редкость в хоккее. Отдельные тренеры лишь иногда заставляют своих подопечных выполнить несколько «растягивающих» движений (чаще всего – на льду, в начале тренировки) – и это все. И это при том, что мышцы на «жесткой» работе забиваются до «каменного» состояния – неизвестно как в них вообще кровь циркулирует. 
  6. Целенаправленной работы над координационными качествами следж-хоккеистов не проводится ни в одной возрастной группе. Крайне редко улучшением координационных способностей своих чад в индивидуальном порядке занимаются сверхмотивированные родители, но и то – в меру своих представлений о том, как это следует делать, то есть – как минимум непрофессионально, а чаще всего — просто неправильно.