ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СЛЕДЖ-ХОККЕИСТОВ

Одна из насущнейших проблем современной спортивной педагогики — оптимизация процесса подготовки высококвалифицированных спортсменов. В различных видах спорта эта проблема решается различными средствами, но принципы ее решения должны диктоваться основополагающими концепциями в рамках общей теории спорта.

Необходимо представить основные положения, каждое из которых абсолютно значимо для спортивной педагогики:

1.         Адаптация – процесс непрерывный, прекращающийся только в связи со смертью организма.

2.         В основе процесса адаптации высокоорганизованного организма всегда лежит формирование абсолютно специфической функциональной системы, адаптационные изменения в компонентах которой служат одним из обязательных «инструментов» ее формирования.

3.         Системообразующими факторами любой функциональной системы являются конечный и промежуточные результаты ее «деятельности», что обуславливает необходимость оценки не только конечного результата работы системы, но и характеристик «рабочего цикла» любой функциональной системы и определяет ее абсолютную специфичность.

4.         Системные реакции организма на комплекс одновременных или последовательных средовых воздействий всегда специфичны, причем неспецифическое звено адаптации, являясь неотъемлемым компонентом любой функциональной системы, также определяет ее специфику.

5.         Можно говорить об одновременно действующих доминирующем и обстановочных влияниях, но следует понимать, что организм реагирует всегда на весь комплекс воздействий формированием единой специфичной к данному комплексу функциональной системы. То есть: доминирует всегда целостная деятельность организма, осуществляемая им в конкретных условиях. Таким образом, любая деятельность организма осуществляется специфической функциональной системой, охватывающей весь спектр  влияний и эта система доминирует только в момент осуществления своего «рабочего цикла».

6.         Целостные функциональные системы абсолютно специфичны и в рамках этой специфичности относительно лабильны лишь на этапе своего формирования (процесса адаптации). Сформировавшаяся функциональная система (состояние адаптированности) теряет свойство лабильности и стабильна при условии неизменности ее составляющей.

7.         Любая по сложности функциональная система может быть сформирована только на основе «предсуществующих» физиологических компонентов, которые могут быть вовлечены или не вовлечены в нее в зависимости от ее «потребностей». Компонент функциональной системы — это всегда структурно обеспеченная функция какой-то «субсистемы», представление о которой не идентично традиционным представлениям об анатомо-физиологических системах организма.

8.         Сложность и протяженность «рабочего цикла» функциональных систем не имеет границ во времени и пространстве. Однако, чем сложнее система, тем сложнее же устанавливаются в ней связи между ее отдельными элементами в процессе ее формирования и тем эти связи потом слабее, в том числе, в сформировавшейся системе.

9.         Обязательным условием формирования любой функциональной системы является постоянство или периодичность действия (на протяжении всего периода формирования системы) на организм стандартного, неизменного комплекса факторов, «обеспечивающего» стандартную составляющую системы.

10.       Процесс адаптации, протекающий по общим законам, всегда индивидуален, поскольку находится в прямой зависимости от генотипа того или иного следж-хоккеиста и ранее реализованного в его рамках фенотипа.

Тренировка — процесс адаптационный. А потому, любой тренер, осознавая тот факт, что точка приложений его усилий – организм спортсмена, в своей работе должен опираться на основные законы физиологии. При этом ему необходимы знания не только об особенностях течения частных процессов, происходящих в тех или иных системах организма, но, прежде всего, знание и понимание принципов, в соответствии с которыми человеческий организм изменяется под воздействием комплексно действующих внутренних и внешних факторов.

Организм спортсмена предельно четко и определенно отвечает на тренировочную нагрузку, что позволяет тренеру прогнозировать как результат каждой отдельной тренировки, так и результат тренировочных микро- и макроциклов.

Именно конечный и промежуточные результаты работы системы любого двигательного акта, определяют специфичность изменений в организме спортсмена, возникающих вследствие тренировки и именно эти изменения  обеспечивают рост его тренированности. А потому специфика тренировочных упражнений и специфика тренировки следж-хоккеистов в целом должна соответствовать требованиям, предъявляемым им самой игрой в следж-хоккей.

Ошибаются тренеры, большое внимание уделяющие «общей физической подготовке» следж-хоккеистов. Конечно, можно пытаться развивать спортсмена всесторонне, но следует еще раз вспомнить, что ресурсы организма не беспредельны и их рассеивание по всему организму (включая «создание» систем движений, которые не используются следж-хоккеистом в его игровой деятельности) приводит к тому, что обедняются специфические системы движений следж-хоккеиста, а это уже препятствует достижению спортсменом отпущенного ему природой потолка. 

Сказанное не отрицает необходимости физической подготовки следж-хоккеистов как таковой. Но это должна быть «специальная физическая подготовка», основная цель которой – повышение функциональных возможностей, принимающих непосредственное участие в реализации игровой деятельности следж-хоккеиста на льду. Средства специальной физической подготовки всегда должны выбираться на основании структуры двигательной деятельности спортсмена, и только в случае правильного выбора и использования в тренировке специальных физических упражнений. Эти средства позволяют спортсмену достичь значительного прогресса в избранном виде спорта.

О развитии специальной выносливости хоккеистов. Одна из проблем, возникающих при попытке решить эту задачу (чаще всего с помощью увеличения объемов тренировочных нагрузок), заключается в противоборстве за развитие таких качеств спортсмена, как выносливость и скорость. Повышая специальную выносливость хоккеиста, тренер одновременно тормозит развитие его специальных скоростных качеств. Объяснение этому феномену находится в физиологии: в результате тренировок на выносливость происходит перерождение быстрых (с преимущественно анаэробным механизмом энергообеспечения) мышечных волокон в медленные (с преимущественным аэробным энергообеспечением) мышечные волокна. Таким образом, объемные тренировочные нагрузки, сегодня широко применяемые в подготовке юных спортсменов, хотя и приводят к достижению сиюминутных результатов, но в дальнейшем способны превратить одаренного быстрого мальчишку в обычного середнячка с сомнительными перспективами в избранном им виде спорта.

Чрезмерные по объему тренировочные нагрузки могут привести к превышению порога психологической и физической толерантности у некоторых спортсменов, имеющих потенциал для достижения высокого уровня. Вследствие этого они могут просто уйти из спорта, так и не показав своих лучших результатов. Возникает вопрос: сколько хороших спортсменов мы потеряли из-за того, что они «сломались», прежде чем реализовать в полную меру свои возможности?

Организм спортсмена реагирует исключительно на специфическую тренировочную или соревновательную нагрузку, «игнорируя» все другие «внешние» и «внутренние» воздействия. Тем не менее, это не совсем так. Организм воспринимает весь комплекс раздражителей, действующих на него в каждый момент. Другое дело, что пороги чувствительности рецепторов меняются даже просто на протяжении  дня, а тем более в результате включения неких сверхдоминирующих функциональных систем поведенческих актов, что может вызывать выпадение некоторых действующих факторов из комплекса воспринимаемых в данный момент организмом недоминирующих факторов действия. Но и оставшихся бывает вполне достаточно, чтобы в полной мере повлиять на качество выполнения следж-хоккеистом предложенной ему тренировочной или соревновательной работы. Так отмечены «приступы бестолковости» у юных следж-хоккеистов в дни резкого изменения атмосферного давления:

  • в такие дни они с трудом понимают, что хочет от них тренер;
  • бывают не в состоянии выполнить упражнения, ранее неоднократно ими же выполнявшиеся;
  • могут быть «заторможены», или наоборот «сверхвозбудимы» со всеми вытекающими из этого последствиями.

Тренеру необходимо знать об этом физиологическом феномене, если такое случается, вносить своевременные коррективы в тренировку и, учитывая особенности функциональных состояний юных следж-хоккеистов, упрощать  тренировочные задания. То есть необходимо ставить перед детьми те задачи, решение которых доступно им в данный момент.

Игровые виды спорта вообще и следж-хоккей в частности характеризуются тем, что в них нельзя, как, например, в гимнастике или в фигурном катании, обеспечить абсолютного стандарта условий, в которых спортсмен должен выполнять свои функции. Даже говоря о «наигранных» комбинациях в следж-хоккее, сама игра всегда вносит в них элемент неожиданности, а следовательно, – нестабильности их выполнения. Но это не значит, что в хоккее вообще нет стереотипных движений. Простые и сложные технические элементы, которым должен быть обучен каждый ледж-хоккеист и есть те стереотипные движения, из которых в конечном итоге складывается игра каждого хоккеиста. С физиологической точки зрения целостные двигательные акты хоккеиста во время игры  – это срочно формирующиеся на основании предсуществующих компонентов функциональные системы. При этом предсуществующие компоненты — это освоенные ранее спортсменом технические элементы: катание на санях, резкие повороты и развороты, ускорение по прямой, прием шайбы с удобной или неудобной стороны, обработка и ведение шайбы, маневрирование на санях с шайбой и без нее, отдача паса, броски по воротам из разных положений и разными способами и прочее. Игрок в состоянии выполнить каждый раз экстренно возникающую перед ним игровую задачу только в том случае, если в его арсенале имеются все необходимые для решения этой конкретной задачи компоненты. Другими словами: трудно ожидать выхода «один на один» с вратарем от хоккеиста, не умеющего быстро кататься на санях или не владеющего необходимыми для данной ситуации навыками ведения шайбы. Как ни странно, тренеры, работающие с детьми, на тренировочных занятиях уделяет минимум внимания обучению юных хоккеистов базовым техническим элементам.

И все-таки вновь вернемся к физиологии. Изменчивость – одно из неотъемлемых свойств человеческого организма. Организм спортсмена еще более изменчив уже в связи со спецификой его существования в мире спорта. Организм юного спортсмена изменчив абсолютно, поскольку в процесс его формирования неизбежно вмешиваются запрограммированные природой процессы развития и роста. Мышцы не обладают свойством координировать свои сокращения – это задача и абсолютная прерогатива управляющей структуры — центральной нервной системы. Именно в коре головного мозга создаются образы конкретных двигательных актов, которые затем уже реализуются в конкретное действие с помощью рабочей периферии. Создавая функциональную систему некоего двигательного акта, центральная нервная система использует целый набор механизмов, обрабатывающих поступающую в мозг как извне, так и изнутри информацию. Неизбежно включаются и механизмы памяти. И только когда в коре головного мозга готов алгоритм того или иного движения, включаются механизмы запрограммированные мозгом и деятельность реализуется внешне. Теперь представьте юного следж-хоккеиста, в течение двух-трех месяцев летних каникул не бывавшего на льду, подросшего, набравшего лишний» вес и, наконец, вышедшего на лед. Мозг в срочном порядке извлекает из своей памяти информацию об экстренно поставленных ему условиях — имеется в виду игра в следж-хоккей. Но последняя информация об этом датирована маем месяцем, когда ребенок был ниже ростом, имел совершенно другое соотношение длин конечностей и сам весил меньше. Тем не менее, мозг вынужден использовать ту программу, которая у него имеется. Но эта старая программа теперь уже не соответствует реалиям. В результате даже в том случае, если юный следж-хоккеист в предыдущем сезоне демонстрировал совершенную технику катания на санях и владения шайбой, теперь его навыки в той или иной степени и требуют кропотливой работы над их восстановлением. И если своевременно не заняться становлением техники движений уже в новых для ребенка сложившихся условиях, велика вероятность того, что в центральной нервной системе будет сформирован и закреплен неправильный двигательный стереотип, разрушить который в последующем будет тяжело.  Что в будущем может привести к невозможности реализации спортсменом своих притязаний в избранном виде спорта. Каждый тренер должен осознать, что нельзя однажды и раз и навсегда научить спортсмена исполнению какого-либо элемента, а затем требовать безукоризненной демонстрации этого элемента на протяжении всей его спортивной карьеры. Самое совершенное техническое мастерство следж-хоккеиста требует к себе внимания на протяжении всей спортивной карьеры. То же повышение специальных силовых или скоростных показателей спортсмена, конечно же, является позитивным фактором, отражающим рост его тренированности. Но одновременно это повышение является и дестабилизирующим фактором, изменяющим соотношение функциональных возможностей двигательных единиц, а, следовательно, требует от тренера и спортсмена коррекции, в том числе — техники исполнения тех или иных специфических движений. При этом одно из условий овладения правильной техникой того или иного движения – периодическое многократное его повторение под контролем тренера, осуществляющим в данном случае обучающие и экспертные функции.

Особенности организма конкретного человека позволяют ему освоить то или иное движение – он в состоянии не просто освоить его, но и довести до автоматизма. Необходимо лишь предоставить каждому конкретному спортсмену необходимые для него условия, обеспечивающие освоение им конкретного движения. То есть в следж-хоккее, независимо от возраста следж-хоккеистов, в обязательном порядке должны проводиться технические тренировки. Их содержание, характер и объем технической работы должен зависеть не от возраста, а от границ технической оснащенности и уровня технического мастерства каждого хоккеиста в отдельности. И неотъемлемое звено такой работы – грамотный тренер, обеспечивающий экспертные, демонстрационные и внешние управляющие функции в тренировке своих подопечных. Конечно, ломать и править упрочившиеся у спортсменов неправильные двигательные стереотипы – адская работа. Но это – одна из рабочих обязанностей тренера и невыполнение ее под тем или иным предлогом равнозначно отказу врача в лечении больному, который до заболевания вел неправильный образ жизни.