Организация тренировочного процесса.

Тренировочные занятия на льду

При проведении занятий на льду, на начальном этапе тренировок с детьми следж-хоккеистави,  эффективное использование времени и пространства ледовой площадки важнее увеличения продолжительности тренировки. Команде, имеющей в своем распоряжении большее количество ледовых тренировочных занятий в неделю, не нужно от них отказываться. При этом нецелесообразно пытаться использовать их для форсирования программы подготовки.

Эти тренировки можно применять для:

• более глубокого изучения и закрепления разученных технических навыков, например с помощью проведения повторных тренировок;

• занятий с учетом пожеланий юных  следж-хоккеистов.

 При проведении такого вида тренировок используется весь доступный инвентарь, шайбы, колечки, устанавливается несколько пар ворот или других целей, а следж-хоккеистам предлагается выбрать себе упражнения по интересам. Такие тренировки воспитывают в детях навыки саморазвития, а тренеру позволяют наблюдать за тем, насколько осознанными являются занятия следж-хоккеем того или иного ребенка. При этом важно строго следить за дисциплиной и пресекать любые попытки ее нарушения.

Физическая активность вне льда

Основная задача тренировочных занятий вне – восполнить то естественное физическое развитие,

В зависимости от условий, имеющихся в регионе, следж-хоккейной секции, семье, пять дней в неделю физическая активность вне льда может включать:

• организованные внеледовые тренировочные занятия в следж-хоккейной секции перед тренировкой или после нее;

• занятия другими видами спорта;

• прочие виды физической активности (игры во дворе, семейные занятия спортом и т.д.).

Отдых и восстановление

Юные спортсмены должны по меньшей мере 2 дня в неделю отдыхать от тренировок (в том числе и по другим видам спорта). Это позволит им восстанавливаться как физически, так и психологически. Рекомендуется делать полный перерыв на 2– 3 месяца в занятиях на льду в течение года, уделяя внимание занятиям другими видами спорта и активному отдыху.

Структура тренировочного занятия для начинающих следж-хоккеистов

Очень важно приучать хоккеистов с самого начала к таким составляющим тренировки, как внеледовая разминка и заминка. Выполняя данные простые правила, юный хоккеист сохраняет свое здоровье, эффективнее проводит основную часть тренировки и продлевает спортивное долголетие.

В качестве внеледовой разминки целесообразно применять:

• веселые подвижные игры;

• эстафеты;

• общеразвивающие упражнения.

 Заминка преимущественно состоит из упражнений а развитие гибкости, восстановление дыхания и частоты сердечных сокращений.

Планы-конспекты тренировочных занятий

Представленная последовательность планов-конспектов тренировочных занятий построена согласно принципу «от простого к сложному» и применима при наличии двух и более тренеров на льду. Окончательное решение при планировании тренировочного занятия и полного годового цикла остается за тренером и зависит от следующих факторов:

• количества и квалификации тренеров;

• количества и подготовленности следж-хоккеистов;

• других условий проведения тренировочного процесса.

 При этом тренер должен уметь грамотно составить план сезона, выбрать необходимые упражнения, компонуя их в тренировочные занятия. Необходимо использовать творческий подход при составлении планов-конспектов. Пользуясь представленными планами-конспектами, тренер может их изменять, адаптируя под работу с конкретной командой, например:

• менять технические навыки;

• добавлять в упражнение и убирать из него технические элементы;

• менять фланг, сторону, направление выполнения упражнения;

• увеличивать и сокращать дистанцию (объем) выполнения;

• увеличивать и уменьшать темп выполнения;

• увеличивать и уменьшать площадь выполнения упражнения;

• использовать представленные планы-конспекты без изменений как часть структуры полного годового цикла.

 Изменения должны происходить в рамках перечня технических и тактических навыков, представленных для данной возрастной группы. Детальное и качественное освоение навыков без какого-либо форсирования является приоритетным

Типы и организация занятий

В зависимости от целей, направленности и характера поставленных задач можно выделить следующие типы занятий:

учебные —  предполагают освоение нового материала, ограниченное количество навыков, контроль со стороны тренера, хорошо подходят для юных спортсменов;

тренировочные —  направлены на осуществление различных видов подготовки, совершенствование освоенных навыков и упражнений;

учебно-тренировочные – комбинированный вариант первых двух типов, используются для обучения и тренировки;

восстановительные – характеризуются небольшими величинами объема работы, разнообразием и эмоциональностью, проводятся в формате игры;

модельные – позволяют реализовывать интегральную подготовку, используются перед соревнованиями;

контрольные — предусматривают решение задач контроля за эффективностью процесса подготовки.

Формы занятий

Рекомендуется выделять следующие формы занятий: индивидуальную, групповую, фронтальную, свободную.

Индивидуальная —  спортсмены получают задание и выполняют его самостоятельно.

Групповая — спортсмены совместно выполняют упражнение, хорошо подходит для создания соревновательного микроклимата формирования командных навыков, например взаимопомощи

Фронтальная — спортсмены выполняют упражнения, слушают объяснения тренера вместе, расположившись полукругом или в виде открытого прямоугольника.

Свободная — самостоятельно организованные различного вида и направленности занятия вне расписания тренировочных занятий команды. Хорошо подходит для работы над отдельными сторонами и компонентами подготовки на более поздних этапах многолетней тренировки.

Поточная — выполнение упражнений друг за другом в потоке, при этом повышается моторная плотность.

Стационарная — служит для изолированного решения одной тренировочной задачи, возможно использование тренажерных устройств.

Круговая — предполагает последовательное выполнение упражнений на различных «станциях».

Нагрузка

«Нагрузка» характеризует прибавочную активность организма относительно исходного уровня, вносимую выполнением упражнений, и объем прикладываемых при этом усилий.

Нагрузки зависят от сочетания следующих показателей:

  • характер упражнения,
  • интенсивность упражнения,
  • продолжительность упражнения,
  • продолжительность и характер отдыха между отдельными упражнениями,
  • количество повторений.

Эффективность совершенствования и надежность спортивной техники во многом определяются динамикой нагрузок. В тех случаях, когда нагрузка длительное время не изменяется, остается стандартной, прирост показателей технической подготовленности идет малыми темпами. Излишне высокие темпы роста нагрузки могут стать причиной травматизма, а также негативно сказаться на качестве формирования навыка. Рекомендуется увеличивать нагрузки планомерно, за счёт количества повторений, по мере повышения уровня организованности занимающихся