Построение тренировочного занятия

От простого к сложному — один из важнейших принципов как построения отдельного занятия, так и долгосрочного планирования подготовки следж-хоккеистов.

Оптимальный эффект от упражнения будет достигнут в том случае, если юный следж-хоккеист способен выполнить его правильно, но при этом выполнение требует от следж-хоккеиста определенных усилий, т.е. не является слишком легким. Успех от выполнения таких упражнений повышает мотивацию занимающихся.

Методы обучения

Дети являются визуалами, поэтому основными методами обучения являются:

Наглядный метод  — демонстрация навыка тренером, помощником или одним из лучших воспитанников.

Практический метод  — многократное повторение продемонстрированного движения. При этом в одно тренировочное занятие можно вводить не более одного нового навыка.

Подвижные игры, позволяющие осваивать те или иные навыки, также являются частью этого метода.

Словесный метод  сопутствует первым двум.

Круговые тренировки

Круговая тренировка — форма проведения занятия, в котором упражнения на развитие различных качеств и навыков выполняются в определенной последовательности. Переходы от одного упражнения к другому образно напоминают движение по кругу.

Пространство, отведенное для выполнения одного такого упражнения, принято называть «станция». Применение этого метода в занятиях юных следж-хоккеистов позволяет повысить интенсивность тренировки, внести разнообразие, уйти от рутины в процессе обучения.

При этом удается эффективно осваивать новые и закреплять изученные технические навыки, выполняя больше подходов и повторений.

Необходимо, чтобы в круговых тренировках, помимо главного тренера, принимали участие несколько помощников. Каждый из них заранее должен четко знать свои функции, необходимый инвентарь и набор требований к выполнению конкретного упражнения.

В качестве помощников, помимо профессиональных тренеров, рекомендуется привлекать студентов старших курсов высших и средне-специальных учебных заведений в сфере физической культуры и спорта, хоккеистов молодежных и юниорских команд старше 16 лет.

При нахождении двух и более тренеров на льду рекомендуется круговая тренировка с использованием 4–6 станций.

Повторяющиеся круговые тренировки

В связи с разнообразием упражнений внутри тренировочного занятия допускается использование одного плана-конспекта на две и более идущие подряд тренировки. Это позволяет сократить время на объяснение упражнений, время подготовки и установки необходимого инвентаря, увеличить количество повторений на развитие навыков, улучшить восприятие помощниками тренера своих задач и требований к хоккеистам. При этом на первом занятии делается упор на более детальное объяснение, а последующие занятия проводятся с меньшим количеством остановок и пауз. Также в отдельные упражнения повторных тренировок возможно вносить небольшие изменения, сохраняя задачи, структуру и направленность занятия.

Разделение на группы внутри команды

Разделение на группы внутри команды происходит по уровню подготовленности следж-хоккеистов в целом или в зависимости от уровня развития отдельно рассматриваемых качеств и навыков, необходимых для выполнения упражнения. Это позволяет повысить эффективность тренировочного процесса для детей как с опережающим, так и с отстающим развитием следж-хоккейных навыков, а также упрощать или усложнять конкретные упражнения в рамках одного тренировочного занятия.

При этом тренеру необходимо быть объективным и внимательным в суждениях об уровне подготовленности игроков. За короткий отрезок времени проявление различных качеств и навыков отдельных игроков может значительно меняться.

Также внутри группы нужно регулярно менять состав пар, троек и других связок игроков, необходимых для выполнения конкретного упражнения, тем самым давая следж-хоккеистам возможность научиться взаимодействовать с различными партнерами и действовать в рамках различных игровых амплуа

Упражнения на развитие навыков техники владения клюшкой и шайбой

Выполнение упражнения, развивающего различные аспекты техники владения клюшкой и шайбой, целесообразно заканчивать броском по воротам или по другой цели (по заданию тренера). Тем самым с юного возраста воспитывается осознание того, что любая атака должна заканчиваться броском.

Паузы для отдыха и потребления воды во время тренировки

При планировании тренировочного занятия необходимо учесть паузы для отдыха и потребления воды: 3–4 раза по 1,5–2 мин. Это время отводится для того, чтобы сделать 2–3 глотка воды, а также подготовиться к выполнению следующего упражнения. Привычка возмещения потерянной жидкости должна быть выработана с детства.

Принцип идеальных соревнований детей следж-хоккеистов

• Не подразумевают такие «тактические ходы» тренеров, когда сильное звено выпускается под слабое звено соперника. «Сильные» должны играть против «сильных».

• Статистику ведет каждый тренер для себя исключительно для оценки динамики развития хоккеистов.

• Не предполагают разницы в призах для участников. При наличии призов и подарков все команды и игроки награждаются одинаково.

• Создают позитивную спортивную атмосферу.

• Формируют требования к участникам команд, учитывая их особенности диагнозов. К соревнованиям допускаются команды и игроки как старших, так и младших возрастов при условии, что их развитие и навык как следж-хоккеиста находится на одном уровне с другими участниками.

Занятия другими видами спорта

Для каждого вида спорта важно развитие физических качеств и базовых двигательных и спортивных навыков.

К первым относятся гибкость, ловкость, быстрота, сила, выносливость, вторые включают бег, прыжки, метание, ведение (мяча) ногами и руками, ловля и удары (по мячу), плавание, катание (скольжение) и др.

Исследования показывают, что дети с более развитыми физическими качествами, обладающие широким спектром спортивных навыков, чаще добиваются успеха в спорте.

Ранняя специализация может привести к дисбалансу при формировании опорно-двигательного аппарата и потере интереса к игре. Вот почему столь важно в юном возрасте уделять внимание занятиям другими видами спорта вместо полной концентрации усилий, времени и средств на следж-хоккее.

Важно, чтобы хоккейный тренер наладил общение с тренерами по другим видам спорта, у которых занимаются его воспитанники. Это позволит эффективно и комплексно выстраивать программу развития юных спортсменов.