ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ХОККЕИСТОВ

Утомление – это состояние организма, возникающее вследствие выполнения физической работы и проявляющееся во временном снижении работоспособности, в ухудшении двигательных и вегетативных функций, их дискоординации и появлении чувства усталости.

Принято различать «скрытое» утомление — компенсируемая форма утомления, в которой работоспособность поддерживается волевым усилием и всегда — с большими энергетическими затратами. При дальнейшем выполнении работы развивается некомпенсированное, полное, утомление, приводящее к значительному снижению работоспособности. 

При выполнении физической нагрузки в состоянии скрытого утомления происходят сдвиги в показателях сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Некомпенсированное утомление характеризуется снижением биоэлектрической активности коры большого мозга и более напряженной деятельностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В стадии крайнего утомления биоэлектрическая активность коры головного мозга значительно снижена, нарушается функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В работающих мышцах при утомлении происходит исчерпание запасов энергетических субстратов (АТФ, КФ, гликоген), накапливаются продукты распада (молочная кислота, кетоновые тела), отмечаются резкие сдвиги внутренней среды организма. При этом нарушается регуляция процессов, связанных с энергетическим обеспечением мышечного сокращения, появляются выраженные изменения в деятельности систем легочного дыхания и кровообращения.

Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах подготовки хоккеистов. Эти средства включают в себя:

  • рациональное планирование тренировочного процесса в соответствии с функциональными возможностями организма спортсменов;
  • правильное построение каждого тренировочного занятия с использованием самого широкого спектра средств для снятия утомления;
  • варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировочными занятиями

Так при планировании нагрузок следует понимать, что организм человека изменчив вообще, а организм спортсмена, ежедневно подвергающегося значительным нагрузкам, изменчив в еще большей степени. В связи с этим можно лишь полагаться на талант и особое чутье тренера, прогнозирующего готовность его подопечных к последующим нагрузкам того или иного характера с учетом изменений, происходящих в их организмах после предшествующих тренировок. Вполне очевидно, что такое прогнозирование не может быть абсолютно безошибочным, а потому можно только приветствовать тактику тренеров, не следующих косно ранее составленному ими плану тренировочных занятий, а пытающихся обоснованно — в соответствии с динамически меняющимися функциональными возможностями хоккеистов к освоению тренировочных заданий — вносить изменения в эти планы.

Принято выделять два типа восстановительных процессов — срочное и отставленное. Срочное восстановление — устранение накопившихся за время упражнения продуктов анаэробного распада и полная ликвидация  кислородного долга – происходит в течение 30-90 минут отдыха после работы. Отставленное восстановление может длиться несколько суток.

Здесь следует развенчать один из поддерживаемых спортивными педагогами и тиражируемых родителями юных хоккеистов мифов, который гласит, что организм ребенка восстанавливается быстрее, чем организм взрослого. После напряженных тренировочных нагрузок у юных спортсменов восстановительные процессы более продолжительны, чем у взрослых.

Повторные физические нагрузки могут вести к развитию двух противоположных состояний:

  • если каждая последующая нагрузка приходится на ту фазу восстановления, в которой организм достиг исходного состояния, то развивается состояние тренированности, возрастают функциональные возможности организма;
  • если же работоспособность ещё не вернулась к исходному состоянию, то новая нагрузка вызывает противоположный процесс — хроническое истощение.

Критерием полного восстановления организма спортсмена после тренировочной нагрузки следует считать восстановление наиболее поздно нормализующихся функций. Подобные представления ориентируют на использование максимальных тренировочных нагрузок не чаще одного раза в 5-7 дней.

Изложенное позволяет выступить с критикой в адрес тренеров и родителей юных хоккеистов, поощряющих своих воспитанников и детей выкладываться на льду «до конца» ежедневно, а то и тренироваться по два-три раза в день. Следует подвергнуть критике также практику проведения интенсивных тренировок хоккеистов за сутки до предстоящей игры. Зачастую сегодняшними хоккейными тренерами нарушается и еще одно «железное» правило спорта – предоставлять игрокам день отдыха после игры, вне зависимости от того, выиграна она или проиграна и когда состоится следующий матч. Объем и интенсивность энергетических, субстратных и «психических» трат организма каждого игрока во время официальных матчей крайне высоки и если не давать игрокам каждый раз достаточного времени на восстановление, они элементарно «выхолащиваются» к середине сезона и самая лучшая команда неизбежно перестает играть.

Медико-биологический аспект проблемы восстановления в современном спорте может рассматриваться в двух плоскостях. Первая – это элементарное удовлетворение функционального запроса организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах. Вторая – ускорение обменных процессов с использованием средств и методов, заимствованных из арсенала клинической медицины.

Ускорение процессов восстановления с использованием средств и методов, заимствованных из арсенала клинической медицины, является уже прерогативой профессионала в области спортивной медицины, тем более, что коррекция функциональных состояний спортсмена должна быть строго индивидуальна и основываться, прежде всего, на оценке динамики его исходного состояния.