ПРЕДСЕЗОННАЯ ПОДГОТОВКА СЛЕДЖ-ХОККЕИСТА

Предсезонный тренировочный период – одна из важных составляющих подготовки следж-хоккеистов. От того, как проведена предсезонка, во многом зависят результаты игры команды в последующем игровом сезоне. Широко распространено ошибочное представление о том, что рост мастерства следж-хоккеиста обеспечивается исключительно большими объемами выполненной им тренировочной работы. Именно из-за стремления заставить каждого следж-хоккеиста и команду в целом выполнить необходимый по мнению объем работы, сегодня и организуются учебно-тренировочные сборы. Однако результаты влияния одноразовых и многоразовых тренировочных занятий в течение дня на уровень тренированности и улучшения результатов не показали преимущества многоразовых занятий. Более того, выяснилось, что чрезмерные нагрузки ведут к значительному снижению мышечной силы, спринтерской деятельности и перетренировке. Отсюда подвергается сомнению необходимость продолжительных тренировочных нагрузок. В некоторых видах спорта объем нагрузки можно значительно сократить, практически на половину, что абсолютно не скажется на уровне мышечной деятельности, но значительно уменьшит степень риска перетренированности спортсмена. При 12 разовых тренировочных занятиях в неделю организм не может дифференцировать и «накапливать» в одно и то же время специфические реакции на воздействие каждого вида нагрузки и будет отвечать  на них обобщенной, усредненной реакцией, а, следовательно, такая тренировочная программа не обеспечит выраженный прирост скоростных способностей, аэробной и анаэробной производительности. Интенсивность адаптации к тренировочным нагрузкам ограничена и ее нельзя форсировать.

Что следует понимать под словосочетанием «максимальная, или предельная нагрузка»? Нередко это связывают с представлением о нагрузке «до отказа» — до полного исчерпания оперативной работоспособности. Такое понимание максимальной нагрузки отчасти отображает ее признаки, но лишь отчасти, лишь применительно к некоторым случаям и оставляет в стороне существенные признаки ее использования в практике. Чтобы почувствовать это, достаточно представить следующий условный пример. Допустим, что начинающему спортсмену удается довести некоторые параметры своих тренировочных нагрузок в отдельных занятиях до уровня тех, какие практикуют высококвалифицированные спортсмены, имеющие большой тренировочный стаж. Означает ли это, что в его тренировке продуктивно воплощается идея использования максимальных нагрузок? Разумеется, нет, если из-за несоответствия нагрузок приспособительным возможностям спортсмена в результате возникает перенапряжение, перетренированность или подобные эффекты. В таком случае приходится говорить не о максимально приемлемой, а о запредельной нагрузке. Что же касается оправданной максимальной нагрузки, то в рассматриваемом аспекте ею правомерно считать только ту, какая в полной мере мобилизует функциональные возможности спортсмена, но не выходит за пределы его адаптационных возможностей. Ее признак и в том, что она не наносит ущерба посленагрузочной нормализации общего состояния спортсмена и при определенных условиях является особо мощным фактором стимуляции дальнейшего прогрессирования его дееспособности. Таким образом, чрезмерные нагрузки «разрушают» адаптационный процесс.

Тренировочное расписание каждого сбора следж-хоккеистов (независимо от их возраста!) всегда относительно стандартно: часовая «зарядка», утренняя и вечерняя тренировки. В наш спорт утренняя зарядка привнесена из арсенала физической культуры (напомним, что спорт и физическая культура – две различные по своим целям и задачам ветви общечеловеческой культуры) в период становления власти большевиков. В непрерывно воюющей стране Советов утренняя зарядка должна была приучить потенциальных и действующих солдат к скорейшему переходу от сна к активному бодрствованию. Это могло либо спасти их жизни при внезапном нападении врага, либо обеспечить большую продолжительность и эффективность ведения боя в той же ситуации. Несмотря на то, что такое экстренное «включение» организма после сна наносит ему определенный вред, утренняя зарядка в той же армии вполне может быть оправдана с позиций военной необходимости. К слову, чаще всего утренняя зарядка превращается тренерами в дополнительную тренировку «общефизической» направленности. Спортсмены, таким образом, «получают» уже три тренировки в день, первая из которых в любом случае идет им только во вред.

О практике проведения двухразовых (в день) тренировок следует поговорить отдельно.

В российском хоккее до сих пор превалируют представления о необходимости тренироваться как можно больше. При этом тренерами игнорируются не только реально действующие законы физиологии, но и основные постулаты спортивной педагогики.

Двухразовые тренировки исключают возможность полноценного восстановления спортсмена после каждой тренировочной нагрузки. Для этого организму элементарно не хватает времени. Таким образом, тренеры, практикующие двухразовые тренировки, лишают своих спортсменов важнейшей и неотъемлемой составляющей тренировочного процесса – восстановления. Но именно полноценное восстановление после «правильной» тренировочной нагрузки является обязательным условием роста тренированности спортсмена. А о каком росте тренированности может идти речь, если и так не имевшие лишнего веса 11-12-летние следж-хоккеисты приезжают с двухнедельного сбора похудевшими на 2-3 килограмма. Для мальчика весом 50 кг это потеря 4-6% активной массы тела. Одна из негативных сторон практики использования многоразовых тренировочных занятий — травмы, возникающие из-за недовосстановления и хронического перенапряжения опорно-двигательного аппарата спортсмена.

Есть еще одна проблема, чаще всего проявляющаяся именно на предсезонных сборах: даже внешне соблюдая принцип специфичности тренировки, тренеры, стремясь «объять необъятное», пытаются втиснуть в тренировочные занятия разнонаправленные упражнения. В результате получается мешанина из тренировочных нагрузок, на которые организм спортсмена реагирует совершенно непредсказуемо.

Тренер, не умеющий правильно строить каждое тренировочное занятие и тренировочный цикл в целом, никогда не знает, к чему приведут тренировки. Возрастут ли в результате титанических усилий скоростные показатели игроков или повысится их выносливость, или упадет и то и другое и отработавшая на тренировках «на все сто» команда будет с треском проигрывать аутсайдерам.

«Предсезонка» — уникальный период в хоккее, позволяющий «разобраться» с большим количеством проблем, существующих в любой команде и у любого игрока – сделать то, что по объективным причинам трудно сделать во время игрового сезона. Только для того, чтобы извлечь пользу из летних тренировок, тренер должен уметь увидеть и вычленить слабые звенья в игре своих подопечных, проанализировать увиденное и сделать выводы об истинных причинах возникновения тех или иных недостатков, быть в состоянии исправить их и, грамотно построив тренировочный процесс, добиться повышения тренированности каждого отдельного игрока и команды в целом. И все это должно делаться обязательно – с учетом возраста и мастерства своих подопечных.